Каждый хоть раз уходил из магазина с полными пакетами товаров, большую часть из которых покупать не собирался. Винить в этом стоит маркетологов и психологов, которые разработали целый набор манипуляций в продажах.
- Большая тележка.
- 99 коп.
- Выкладка товаров на полках.
- Ароматы.
- Только сегодня!
- Освещение.
- Продукция первой необходимости.
- 2 по цене 1.
- Зона у касс.
- Подарки за покупку.
Высокие тележки на колесиках стоят перед каждым гипермаркетом, а иногда и в небольших магазинах. Конечно, это удобнее, чем носить покупки в руках. Секрет в размере. Психологи заметили, что людям не нравится ощущение пустоты и они стараются ее заполнить, иногда настолько, что тележку становится трудно катить.
А. Шишков, маркетолог сети магазинов «Магнит»: «Открывая новую точку, компания приобрела партию небольших тележек с серыми ручками, после того как их заменили на более крупные с синими ручками, средний чек вырос на 6%. Оказалось, что покупателям не нравится серый цвет, так как он ассоциируется с чем-то грязным, что не особо хочется взять в руки».
Мозг привычно округляет в меньшую сторону. Цена в 99 рублей кажется гораздо ниже, чем 100 рублей. Приобретая такой товар, покупателям кажется, что они экономят.
Дорогие товары лежат на уровне глаз, ведь так их проще всего заметить. Не ленитесь осматривать нижнее полки, скорее всего там найдется дешевый аналог. В случае с продуктами, например, молоко, вперед ставятся упаковки с истекающим сроком годности, а свежее ближе к стене.
В пекарнях и отдела со свежей выпечкой никогда не устанавливают вытяжки. Аромат притягивает людей и заставляет их задуматься «а не приобрести ли пару булочек к чаю?».
Магазины очень любят ограничивать людей во времени, чтобы у них не оставалось времени на раздумья. «Спешите! Только один день». Под таким психологическим давление люди часто покупают то, в чем не нуждаются или предложение оказывается невыгодным.
Излюбленный прием в магазинах одежды: приглушенный и немного рассеянный свет, который расфокусирует внимание. В итоги недостатки ткани или пошива менее заметны.
Д. Недовин, психолог: «В рассеянном состоянии люди не способны критически мыслить, и становятся менее восприимчивыми к внешним раздражителям».
Все, что нужно каждый день, вроде хлеба, всегда в дальней части помещения. Пока покупатель идет к нужным полкам есть шанс, что его заинтересуют другие товары.
Одно из самых популярных предложений. Практически всегда в магазине можно найти товар по такой акции. Люди покупают, даже когда им не особо это нужно. Выгодно ведь, но такая выгода обманчива.
У касс всегда есть стенд с товарами в ярких, притягивающих внимание, упаковках. Пока покупатель стоит в очереди, то непроизвольно их рассматривает и часто приобретает. Особенно этому подвержены семьи с детьми, они тянутся к сладостями, закатывают истерики при отказе. Родители смущаются и покупают желанный чупа-чупс только для того, чтобы успокоить чадо и спокойно отстоять очередь.
«При покупке микроволновки до конца месяца дарим фирменный подарок» гласит слоган, а на деле оказывается, что под подарком подразумевался дешевый магнит или брелок. И обидится покупатель тут сможет только на себя, ведь в рекламе не говорилось, что именно за бонус будет получен, а значит и обмана нет.
Помимо этих основных уловок, магазины любят предлагать накопительные карты, наклейки за покупку, купоны и вечерние скидки. Если подойти к ним осознанно, то можно действительно сэкономить.